12.04.2013 в 08:59
Пишет  Diary best:

Пишет  Antresolina:

Словарик сериаломана
Сразу скажу: я не претендую ни на особое знание предмета, ни на стопроцентную достоверность. Просто я много читаю про сериалы, и в статьях часто встречаются эти понятия. Какие-то широкоизвестны, какие-то - мнее известны, но я решила собрать все в кучу для себя. И еще важно - здесь не цитаты из других источников, а то, как я понимаю их для себя после изучения предмета.
Прежде всего
Сериал - продукт, созданный специально для показа по ТВ, состоящий из более чем двух серий. Есть свои разновидности (мини-сериалы, теленовеллы и т.д.), но любой многосерийный телепродукт - это сериал. У нас в России очень не любят это слово, оно ассоциируется с чем-то, сделанным спустя рукава, на скорую руку, изначально сомнительного качества. Чуть ли не каждый сериальный режиссер норовит сказать про свое детище что-то вроде "Мы все делали так хорошо, мы так старались,что у нас получился совсем не сериал, скорее это многосерийный фильм". То есть у нас сериал подразумевает говно-качество, а вот для фильма уже надо постараться. Стоит ли удивляться, что качественные российские сериалы можно пересчитать по пальцам одной руки? Так вот, "Семнадцать мгновений весны" - это сериал, так же как и "Шерлок" - сериал, хоть каждый его сезон состоит всего их трех серий.

Мини-сериал. Это понятие применяют в основном в Америке к тем сериалам, которые с самого начала планируются, как законченная история длительностью в несколько серий и имеют один сезон. Часто это экранизации литературных произведений (что и понятно - как бы шоу не было популярно, если книжка уже пересказана, на второй сезон не продлишь). В Британии хоть и снимают очень много того, что по американским меркам можно назвать "минисериал", сами британцы называют это именно "сериал". Просто по традиции сезоны у них не длинее 8 серий (чаще от 3 до 6).
То есть "Бригада", "Идиот", "Если наступит завтра" - это все минисериалы, а вот тот же "Шерлок" - уже сериал.

Часто люди, не вдающиеся в подробности сериальной индустрии, называют все без разбора "мыльными операми", тогда как это неверно.

Мыльная опера - отдельный жанр. У мыльной оперы нет начала и конца, нет определенного сюжета, нет определенного количества серий (серий просто бесконечно много, мыльные оперы продолжаются годами и даже десятилетиями). Мыльная опера не имеет сезонов, она выходит каждый будний день практически без перерывов. Чаще всего мыльная опера рассказывает про жизнь какой-то семьи или нескольких семей со всеми их повседневными горестями и радостями и бесконечными разговорами. Основные герои могут стареть, умирать, исчезать, но им на смену приходят, приезжают, рождаются новые и мыльная опера все продолжается и продолжается. Основной экшен в мыльных операх - разговоры. Они все там ходят туда-сюда и разговаривают друг с другом при этом пересказывая услышанные до этого разговоры. Значительные события происходят крайне редко, а потом обмусоливаются на протяжении сотни серий. Яркий пример - "Санта-Барбара". Кстати, долгожительство сериала вовсе не говорит о его "мыльности". Например, "Скорая помощь" мылом не является, хотя и насчитывает 15 сезонов, то есть шла по ТВ 15 лет, на 6 лет дольше "Санта-Барбары".

Теленовелла - ближайший родственник мыльной оперы. Но в отличие от мыльной оперы, у теленовеллы есть некий сюжетный каркас, просто он растянут на очень много серий, и ожидаемый финал может оттягиваться по необходимости. Серий может быть 60, может быть 200, но всем ясно, что когда-то это закончится, более того, сценаристы знают, чем все закончится (свадьба - наиболее вероятный финал). Примеры: "Татьянин день", "Дикий ангел".

Как еще можно поделить сериалы?

Еще лет 5 назад на американском телевидении было четкое деление на комедию и драму. Причем комедии были в основном представлены ситкомами. Сейчас же понятия размываются.

Ситком (ситуационная комедия) значит не то, что герои попадают в комедийные ситуации, а то, что действие разворачивается в одном и том же месте (ситуации) с одними и теми же героями. Наверное, больше, чем половина серий "Друзей" начинается на одном и том же диване. Традиционно продолжительность ситкома 20-25 минут (полчаса вместе с рекламой). Яркий пример, конечно же, "Друзья"

Упомянув о ситкоме, нельзя не вспомнить про бич это жанра - закадровый смех. Очень долго это было визитной карточкой ситкомов. Если после каждого слова героев ржут как кони невидимые зрители - значит это ситком. Сейчас этот феномен встречается все реже и реже. Изначально закадровый смех появился, потому что первые ситкомы снимали в павильонах со зрителями, затем эта фишка как-то прижилась и стали просто накладывать звуковую дорожку с записанным смехом.

Закадровый смех вовсе не призван показывать глупому зрителю, "где лопата" (как считают многие). Скорее он создает у зрителя эффект единения с некоторой аудиторией. Сейчас, в наш век всеобщего разобщения (каламбур, ха-ха) нам этого не понять, но раньше считалось, что человеку психологически тяжело смеяться в голос, когда он один в пустой вартире. А смеяться-то надо, комедия все-таки. Вот эти закадровые хохотуны и помогали зрителям-одиночкам расслабиться.

Драма, драматический сериал - это вовсе не значит, что действие поистине драматично. Скорее, это значит, что сериал более жизненный, главное там - не рассмешить зрителя. В драмах, как и в жизни, смех и слезы рядом. Драма может быть медицинской, полицейской, семейной, какой угодно. В 90% случаев продолжительность серии в драме 45-50 минут (час с рекламой). Хотя, например, у "Секса в большом городе" короткие серии - 25-30 минут.
"Отчаянные домохозяйки", "Анатомия страсти", "Хорошая жена" - все это драмы.

Есть еще классификация сериалов по строению сюжета

Вертикальный сериал - каждая серия является по сути самостоятельной частью. Преимущество такого сериала в том, что можно начинать смотреть его с любого места, можно пропускать серии без ущерба для понимания. Есть определенные главные герои, но отношения между ними давно устоявшиеся и не меняются на протяжении сериала, а если и меняются, то очень медленно и не влияют на события. Можно даже почти ничего не знать о личной жизни героев. Яркий пример тому - сериалы про Коломбо и Пуаро. Вертикальным может быть не только процедуал. Большинство ситкомов верикальные - можно смотреть их не с начала и быстро разобраться, что к чему. Или вот, например, "Дживс и Вустер"- вертикальный, хоть и не процедуал и не ситком.

Горизонтальный (линейный) сериал - все серии связаны друг с другом, пропускать их не желательно, можно утратить понимание происходящих событий. Преимущество таких сериалов в большей эмоциональной вовлеченности зрителя, сопереживании, привыкании к персонажам, когда они становятся как родные. Все мыльные оперы и теленовеллы, конечно же, горизонтальные. Но вообще сериалы, в которых рассказывается определенная история или акцент сделан на личных взаимоотношениях персонажей - линейные. "Отчаянные домохозяйки", "Секс в большом городе" - горизонтальные. "Экшены" тоже линейные по большей части: "24 часа", "Побег из тюрьмы".

Процедуал (процедурная драма) - вертикальный сериал, в котором рассматривается какая-то профессиональная деятельность. Главное в таком сериале - не отношения между персонажами, а дело, которым они занимаются. Причем в каждой серии есть "дело недели" (это тоже устоявшееся выражение). Изначально процедуалы были в основном детективными (Закон и порядок, Коломбо, Она написала убийство). Но сейчас есть и медицинские, и пожарные, и мистические процедуалы. Процедуалом по сути являются и "Секретные материалы", и "Медиум", и "Сверхъестественное", и "Доктор Хаус". В классике процедуалов строго вертикальный сюжет, практически нет развития персонажей и отношений между ними. В современных процедуалах последних лет отношения между персонажами становятся все более и более значимыми. Они по-прежнему разворачиваются на фоне "дел недели", но все-таки развиваются и являются важной частью повествования ("Анатомия страсти", "Хорошая жена", тот же "Хаус" )

Есть и веритикально-линейные сериалы. Например, в сериале "Вероника Марс" в каждой серии есть "дело недели", но помимо этого на прояжении всего первого сезона продолжается расследование "главного дела", почти в каждой серии появляются какие-то детали, с "главным делом" связанные.

Арка, арочный сюжет - несколько серий, связанных общей сюжетной линией. Пример арочной связки: в одной серии выслеживают преступника и ловят его, а в другой серии выясняется, что он сбежал из тюрьмы и хочет отомстить тем, кто его поймал. Арочные серии не обязательно идут друг за другом, они могут быть разделены другими эпизодами, не связанными с ними сюжетно. Часто бывает, что в начале сезона идут "отдельные" серии, а ближе к концу появляется арка. Например, в "Суперах" почти во всех сезонах именно так, а в "Грани" количество арочных серий все больше увеличивается к концу сериала, и последний сезон полностью арочный. В общем, арка - способ сделать повествование в вертикальном сериале более горизонтальным а то и вовсе "сменить ориентацию".

Откуда могут появиться сериалы
Кажется, у меня все.


URL записи

Cвое | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: сериалы, перепост