Сегодня предлагаю вашему вниманию интервью с очень интересным человеком и замечательной переводчицей, о которой я слышала давно, но познакомилась только недавно - это Selena Silvercold. Прежде всего мы поговорили о любимой группе Селены - The Gazette.
Для начала скажи, пожалуйста, несколько слов о себе. Здравствуйте, меня зовут Алёна, или Селена, как любят называть меня друзья. Мне 23 года, по специальности я переводчик японского языка. Скоро будет 8 лет, как я увлекаюсь японской культурой, а в частности джей-роком, аниме, мангой и театром Такаразука. Признаться честно - я законченный информоголик, и без притока новой информации чахну, как цветок без воды. Поэтому я черпаю свою воду не только в японском "колодце" - люблю американские и британские сериалы, книги отечественных и зарубежных фантастов и мастеров детектива, периодически возвращаюсь к моей первой и нетленной любви в рок-музыке - AFI и Blaqk Audio. Еще несколько лет назад я активно писала фанфики по джей-року, а сейчас вынашиваю сюжет для моего собственного, оригинального произведения. Недавно я снова пошла на уроки живописи, ведь иногда встречается такая красота, которую немедленно хочется увековечить на бумаге. Ну и как же без переводов. Как уже наверняка многие знают - я перевожу тексты джей-роковых песен, иногда интервью, твиттеры самих джей-рокеров - всю ту красоту, которую я хочу донести русскоязычным фанатам. Я верю в магию слова, и дико обожаю в этих словах разбираться, играть ими, пытаться расшифровать скрытый смысл, заложенный в них автором. Мои увлечения разными группами - это словно морские волны. Когда меня накрывает волной музыки определенной группы, мне больше никто не нужен. Я могу, конечно, послушать кого-то другого, но они не будут так цеплять, как основная волна. Единственное исключение - это the GazettE. Когда у них выходит новый релиз - кого бы я не слушала в данный момент, все откладывается в сторонку и я снова с головой окунаюсь в их музыку. Еще хочу заметить, что я большой фанат вокалистов. Когда я в первый раз слушаю новую для меня группу - я первую очередь всегда обращаю внимание на вокал. И какой бы красивой не была музыка, если голос вокалиста меня не цепляет - меня ничем не заманишь слушать их дальше. А если уж мне запал в душу голос - все, я ваша навеки. Поэтому иногда мне проще назвать любимого вокалиста, чем любимую группу - ибо некоторые товарищи переходили из одной в другую, а моя любовь к ним от этого не угасала. Два ярких примера - Камиджо, который играл и в Lareine, и в Versailles и в своем сольном проекте, и Рё (ryo), бывший вокалист GULLET и 9GOATS BLACK OUT, и нынешний в HOLLOWGRAM, KEEL, TAG и DALLE. Но кроме голоса очень важную роль для меня играют тексты песен. Особенно я люблю, когда вокалист сам эти тексты пишет - так оно искренней получается. читать дальше Как состоялось твое первое знакомство с японской культурой? Мое знакомство с японской культурой началось с романов Бориса Акунина. Меня буквально заворожили описания Японии 19-го века, такой загадочной и в то же время яркой. Я себе читала и читала, не пытаясь специально выискивать новую информацию. Так продолжалось несколько лет, и в то время я уже плотно так подсела на рок, и следила за появлениями разных новых групп. И внезапно мы с моей лучшей подругой, с которой я тогда делила все увлечения, нашли для себя такую небезызвестную группу, как Cinema Bizarre. А в списке любимых песен у любимца моей подруги, гитариста Ю, и значились несколько песен Dir en Grey и the GazettE - BURIAL APPLICANT. Диры прошли мимо меня, ибо это было что-то страшное и непонятное для меня на то время, а вот Газе понравились и остались в плеере. Это было где-то весной 2008 года. А летом я как-то по наитию решила поискать в интернете фотографии этих загадочных the GazettE. И, как говорится, понеслась... Песни, клипы, концерты... Я не успела оглянуться, как полностью влезла в этот водоворот джей-рока, вижуал-кея и Газе в частности.
Скажи, пожалуйста, чем привлекли твое внимание the GazettE? Что выделяет эту группу среди многих других достойных групп? Честно говоря, это было так давно, что я уже и не помню. Начнем с того, что они вообще были первой джей-рок группой, которую я полюбила. Для меня, тогда еще фаната европейского и американского рока, все японское было в диковинку. А the GazettE, они как бы провели меня в этот мир. Они просто были собой и этого было достаточно. А теперь, они настолько глубоко вошли в мое сердце, что я уже и не представляю свою жизнь без них. Что их выделяет среди других? Я долго думала над этим, пыталась сравнивать их с другими группами... И в конце концов поняла, что ответ очень прост. Руки. Аой. Уруха. Рейта. Кай. Они сами. Каждый по отдельности и все, вместе взятые. Для меня музыка - это прежде всего люди, которые ее создают. Их эмоции, чувства, мысли, все, что они вкладывают в нее. Так вот Газе, они очень искренние в этом плане. Руки, мой дорогой ичибан, в частности. Да, он прячет чувства за образами, но чувства-то настоящие. Он - это зеркало реальности. Он - это зеркало нас самих. Взять вон строчку из TO DAZZLING DARKNESS. Он спрашивает - "Что же я смог оставить в тебе?". И тут же отвечает "Любовь, боль, печаль, гнев, радость". Так вот это и отличает the GazettE от других групп - искренние чувства. Это и есть залог их бессменной популярности - каждый найдет для себя что-то свое в их музыке, в словах Руки-сана. Да, я понимаю, что другие группы наверняка тоже играют искренне и пишут тексты от души, но вот именно Газе и Руки - это для меня нечто догматическое, бессменное. Как воздух. Они - это остов, краеугольный камень моей любви к джей-року и вообще ко всей японской культуре. Эх, объяснить, почему я люблю именно Газе - это как объяснить почему небо голубое, а трава зеленая xDDDDDD
А теперь сложные вопросы: Любимая песня, любимый альбом. И сразу спрошу: Любимый концерт, любимый клип? Да, одну песню выбрать - это действительно сложно... Любимая песня - LAST HEAVEN. Любимый альбом - DIM. Любимый концерт - TOUR 2006-2007 [DECOMPOSITION BEAUTY] FINAL Meaningless Art That People Showed. Любимый клип - the Invisible Wall.
А кто у тебя любимый участник группы? Расскажи, пожалуйста, про него поподробнее! Ну, и про других участников тоже. Я ведь честно говоря, плохо знаю The Gazette. Начнем, пожалуй, не с него, а с лидер-сана. И да, сразу хочу предупредить, что это мое личное мнение, составленное на основе всего, что я читала и смотрела, на истину в последней инстанции я не претендую. Кай-сан - он очень правильный лидер. С одной стороны - добрый друг и всегда поддержит, а с другой стороны - никогда не поскупиться на волшебный пинок для особо ленивых товарищей. Он, как он сам же и говорил, толкает группу сзади. Организация стаффа, контакт с людьми, всяческие коммуникации - это все к лидер-сану. А вы посмотрите хотя бы на все их комментарии - больше всего болтает кто? Правильно, Кай. И не смотря на свою заразительную улыбку, которая, я не сомневаюсь, покорила множество девичьих сердец (и мое, собственно, тоже, в самом начале моего увлечения Газе), он сильный и серьезный. Когда надо. А когда надо - и пошутит, и накормит стряпней собственного приготовления. А вообще он, как социальный клей - скрепляет всех вместе. Странно, правда, что участник группы, который пришел позже всех остальных, умудрился стать лидером. А вот такой он, наш Кай-сан. Рейта. Я могу охарактеризовать его, как Мистер Стабильность. Он с годами и не меняется, мне кажется, только все больше мужает и "крутеет". Да, он крут. Повелитель Мустангов и струн своего многострадального баса, который он регулярно подбрасывает в воздух на концертах, или кладет на плечо и направляет в зал на манер базуки. Он басист не только инструментальный - чаще всего за весь низкий бэквокал стоит благодарить именно его. Это верный друг и товарищ, на которого всегда можно рассчитывать, который будет играть даже со сломанными пальцами (тут он, правда, сам виноват - он сломал их из-за этих своих игрищ с басом, о которых я говорила ранее). На счет повязки - меня лично она уже давно перестала волновать. Изначально было все же интересно, зачем она ему, сейчас же я пришла к выводу, что это просто его неизменный атрибут, собственная фишка, как "шрамы" на шее Руки или ляжки Урухи. Кстати, об Урухе. Честно говоря, я почти ничего о нем не знаю. Он остается для меня темной лошадкой. Как бы я не любила докапываться до истинного лица или самолично пытаться анализировать их характеры, о нем мне известно ровно столько, сколько знают все. А то и меньше. Да, он любит выпить, но при этом пашет не меньше других. Он любитель видеоигр и лучший друг Рейты еще со школьных времен. Но он совсем не блондинка, и у него абсолютно не бабский характер, каким его любят наделять в отечественном фанфикшене. Наоборот, мне кажется, что он и Рейта - это два самых главных мужика в Газе. А еще он пишет очень красивую музыку. Особенно я обожаю его детище CODA. Аой. Аой - это котище. Первое, что приходит на ум - это его пластика. Что он вытворяет на концертах... Ух! Главный секс-символ в группе. Но при этом очень чувствительный и ранимый. Очень добрый, самокритичный, и, как мне кажется, весьма гостеприимный. Будучи уроженцем Миэ, разговаривает на куче разных диалектов, и понять его в твиттере труднее всего. Очень люблю его, как композитора - он главный по всяческим темным и чувственным вещам. Ну и наконец я подобралась к моему ичибану. Руки-сан. Честно говоря, мне непривычно его так называть. Я привыкла к более фамильярному, но такому родному обращению - Така. По псевдониму я обращаюсь к нему довольно редко - только когда пишу поздравления с Днем рождения в твиттере. Вот почему-то мне больше нравится так называть его, ближе кажется, что ли. Така. Мацумото Таканори. Он - очень многогранный человек. Вокалист, лирикрайтер, композитор, дизайнер одежды, вебдизайнер, и еще куча всего, о чем мы наверняка даже не догадываемся. Он, выражаясь словами моего любимого писателя Оксаны Панкеевой - "вождь и идеолог". Он центральный нерв, стержень группы. Он зажег для них мечту и повел за собой. И до сих пор тянет этих четырех товарищей за собой, пашет, аки черт и выкладывается на все двести на концертах. Он невероятный. И да, он иногда кажется богом. Было бы удивительно, если бы он им не казался. Но для меня он прежде всего человек. Человек-зеркало, человек-парадокс. Он умудряется изменяться бесконечное количество раз, но при этом всегда оставаться собой. В своих текстах он отражает реальность, да, он прячет ее за символами и образами - но кому надо, кто хочет докопаться до правды - тот всегда ее расшифрует. И весь парадокс в том, что ключи для дешифровки - в нас самих. Истину знает только он, но он дает свободу для поиска собственной. Как увидел, как понял, как почувствовал. О его текстах я могу говорить бесконечно. Там такая бездна спрятана, от которой вовек взгляд не отведешь. Как он поет в VENOMOUS SPIDER'S WEB - "Этот яд слаще меда". Ведь благодаря тому, что в самом начале моего увлечения Газе я не понимала его текстов, я выбрала свою специальность. И не прогадала. Что еще о нем сказать...На концертах может быть и грубым, брутальным рокером, и заводным мальчишкой, и просто очень красивым мужчиной. Он может сойти с ума - буквально на одну или несколько песен - весь мир вокруг, сцена, одногруппники, фанаты, все это исчезает, остается только он в своем мире чувств и воспоминаний.
А на балладах он вообще преображается - или наоборот становится самим собой - нежным, любящим, немного грустным лириком.
Вокруг его прошлого ходит много мифов, и я не хочу ни о чем утверждать - ибо только ему и ребятам известно, что там произошло на самом деле... Но что-то было. Что-то такое, что чуть не поломало его. И я безмерно благодарна этим четверым и всем тем людям, которые были рядом и не дали ему сломаться. (Reila, Bath Room, DRIPPING INSANITY - вот там оно все). Он очень сильный - потому что выстоял, и даже не просто выстоял, а идет дальше, еще и других за собой тянет. Вот он дал мне понять, что все возможно, если есть мечта и люди, которые в эту мечту верят так же неистово, как и ты. Я люблю его, но не той безумной фангерличной любовью, с которой все начиналось, а как дорогого учителя, эдакого духовного наставника, который своим незримым присутствием поучает и вдохновляет. И спасает. Спасибо ему. Огромное такое, необъятное, спасибо.
Какие замечательные слова!! Как ты хорошо написала! А скажи, пожалуйста, я плохо знакома с историей группы, как менялась их музыка со временем? И какой период тебе ближе? Если начинать с первых релизов... Я могу охарактеризовать их как эдакий качественный индисовый трэш начала нулевых. Нет, вы не подумайте, я любя - я настолько сжилась с творчеством этой группы, что люблю даже самый ранний трэш. Но, как я уже сказала, весьма качественный, в котором пробивались очень ценные для меня, законченного романтика, простые и чувственные баллады. Даже самая первая песня - Wakaremichi - и та о расставании. Постепенно квалификация Газе росла, и уже тот же MADARA (кажется, это первый альбом, выпущенный под лейблом PSCompany) трэшем язык назвать не поворачивается, это скорее просто хороший такой вижуал. Туда же можно записать и DISORDER, еще более интересный в музыкальном плане, чем предыдущие релизы. Дальше идут мини-альбом Gama, и Cassis, которую я хочу отметить, как самую добрую и нежную балладу Газе не просто на то время, но и по сей день. Потом был NIL, который сам по себе отличный альбом, только вот ничего принципиально нового в плане жанра там, на мой взгляд, и нет. А если уж говорить о вливании новых музыкальных жанров, то стоит отметить STACKED RUBBISH, где они немного поэкспериментировали с хип-хипом, но он так и не прижился. А когда я только начинала слушать the GazettE, самым первым крупным релизом был DIM. Вот этот альбом и период мне почему-то ближе всех. Он как точка отсчета - потом я уже начала более активно следить за всеми их релизами и слушала все "в режиме онгоинга". До выхода Догмы он казался мне самым темным альбомом, как я его называю "альбомом имени депрессии Руки". Теперь же я понимаю, почему он называется именно DIM, значение этого слова как нельзя лучше отражает его суть - "тусклый, неясный, туманный". И, несмотря на новые, не менее шикарные релизы, почему-то именно он занимает особенное место в моем сердце. Начав экспериментировать с электроникой еще в TOXIC, Руки развил эту тему в DIVISION, где песням в вкраплениями этого жанра посвящена добрая половина альбома. BEAUTIFUL DEFORMITY - это так называемая сборная солянка, в котором от каждого участника группы есть хотя бы по одной песне. А DOGMA - это Догма. Темная, мрачная, вязкая, как смола, даже немного мистическая. Это альбом о своей личной религии, о том, от чего ты ни за что не сможешь отказаться. Честно сказать, сначала эта тьма меня, любителя готической эстетики, заворожила. Но по прошествии определенного времени, я поняла, что она не цепляет меня, как скажем, предыдущий альбом. Мне чувств не хватает, баллад, и чего-нибудь живого, от души. Чего-то такого, что сначала разбивает твое сердце, а потом собирает заново, катарсиса. Слишком давит вся эта тьма, слишком много ее. Единственное, что спасает - это DEUX - доза чистейшего, неразбавленного отчаяния, от которой я рыдала во весь голос еще при первом прослушивании, даже не совсем разобрав текст. А уж когда разобрала... И еще OMINOUS, которая как раз служит "собирателем из осколков", ведь где-то в конце этой песни появляется тонкий, несмелый луч надежды в будущее. В общем, как бы они не менялись, они все равно остаются собой, ведь послушав крайний сингл UGLY, я подумала "О, старые, добрые Газе". И вообще, я достигла той степени увлечения, когда мне нравится ВСЕ. Ну ладно, это я преувеличиваю, некоторые песни я все-таки слушаю реже других. Но все равно слушаю.
Очень все интересно! и Cassis - это первая моя любимая песня группы! А теперь давай поговорим о переводах. что ты больше переводишь - интервью или тексты песен? Тексты песен. Интервью у меня всего одно и то переведенное на пару с коллегой.
Как ты выбираешь тексты для перевода? И что я является самым сложным при переводе? А когда как. Чаще всего мне просто очень нравится сама песня и ее текст, и мне не терпится разобрать эту красоту по полочкам или донести до всех остальных. Но иногда я не спешу с этим, потому что после перевода эта песня теряет для меня свой шарм, свою загадочность, я как бы ею "переболеваю". Нет, я все еще буду ее любить, и она все еще будет оставаться для меня очень красивой, но слушать снова я ее смогу только через некоторое время - словно заново. Иногда я перевожу кому-то в подарок или на заказ, но опять же главное условие - чтобы эта песня мне нравилась. И совсем редко я перевожу полностью новые альбомы Газе - сразу, пока они еще свежи в памяти окружающих, желательно в ближайшие несколько дней/неделю после официальной даты релиза. Первым таким альбомом был мой дорогой любимый DIM, потом мы уже вместе с коллегой переводили TOXIC и DIVISION, а BEAUTIFUL DEFORMITY я уже переводила сама. До Догмы я так и не добралась, точно не скажу почему. Наверное потому, что она не пошла так хорошо, как предыдущие альбомы, о чем я уже говорила ранее. Но когда-нибудь я до этого альбома еще доберусь. Самое сложное при переводе - это поймать идею, задумку автора. Или хотя бы найти для себя общую сюжетную линию, понять, в какую сторону идти. Из-за того, что японский язык изобилует многозначными словами, очень важно подобрать перевод с подходящим семантическим оттенком. Одно слово не в тему - и сразу весь смысл наперекосяк. Еще очень сложно не скатиться в "отсебятину", но в то же время не сделать перевод слишком буквальным, словарным. Так называемая золотая середина приходит с опытом, когда ты уже начинаешь подсознательно и интуитивно чувствовать линию, до которой можно дойти, но нельзя пересечь. Еще очень важно понять какие строчки и слова связаны между собой, ведь в японской лирике очень много пробелов - никогда нельзя забывать, что они могут не относится друг к другу, а быть просто двумя образами, написанными через пробел. Иногда еще случаются недосказанные строки, где опять же попробуй пойми, что хотел сказать автор, но при этом не придумай ничего лишнего. А, ну еще и английские тексты. Ранние английские тексты Руки - это та еще головоломка. Сколько времени прошло, пока я поняла, что надо их сначала в уме переводить на японский, а потом уже с японского на русский - так будет намного понятнее, что именно он хотел всем этим сказать. Но со временем он растет в этом плане, поэтому в крайних альбомах такое приходится проделывать все реже, что несказанно радует. Вот, это в общем-то все, что мне пришло на ум сразу. Но, как понимаешь, есть еще куча всяческих маленьких нюансов, о которых вспоминаешь только тогда, когда берешься за какой-нибудь конкретный перевод.
А какие из твоих переводов нравятся тебе самой? И где выложены все переводы? В дайри? Ох, сложно сказать. Я законченный перфекционист и всегда найду к чему придраться, особенно у себя. Особенно в старых переводах, которые нужно почти все переделывать - ибо тогда я только начинала учиться, и косяков там предостаточно - попросту не хватало опыта и знаний, хотя энтузиазма было с избытком. А из самых новых... Наверное, LAST HEAVEN. Там я уже сделала все, что могла, и "полировать" его дальше некуда. Да, все мои переводы выложены у меня в дневнике, а в эпиграфе есть ссылочка на общий пост с ними.
Собираешься ли ты поехать на концерт в этом году? Нет, к сожалению, в этом году финансы не позволяют.
И последний вопрос: Как повлияло на тебя и на твое творчество знакомство с музыкой Газе? Начнем с того, что благодаря им я выбрала свою специальность - словно по наитию, а потом все-таки убедилась, что ступила на правильный путь. Они научили меня искренности. Подарили мечту и на собственном примере показали, что ее можно достичь. Своей красотой - внешней и внутренней - они тянут меня вверх, дарят вдохновение и желание творить. Началось все с иногда чересчур драматичных фанфиков, а сейчас я уже продумываю сюжет для собственного оригинального произведения. Они спасали меня неисчислимое количество раз - от депрессий, плохого настроения, страхов, от собственных негативных мыслей. Они стали чем-то неотъемлемым и незыблемым в моей жизни - и тем самым дарят толику уверенности в завтрашнем дне. Благодаря им я такая, какая я есть сейчас, за что я безмерно им благодарна.
Большое спасибо за интервью! Было очень приятно познакомиться и пообщаться. Думаю, что у нас еще будут интересные беседы! Большое спасибо тебе за предоставленную возможность! Взаимно! Буду с нетерпением ждать новых встреч.
Йей я дочитал :вв Очень круто, прям невероятно как тронуло. Хотя я это и так в общем читаю это периодически в твоём дневе, но тут прям кладенец всего твоего отношения и подбор всех вопросов, которые я хотел бы задать. Отношение к каждому участнику и мини-описание тоже умилило. Крайне интересно Спасибо \не в тему, но многобуков крайне сложно читать белым на чёрном фоне, в глазах рябит q__q\
Moary, мырмырмыр, спасибо тебе, что прочитал эти мнохабукав \\Сорри... У меня наоборот - после белого фона глаза устают -___- Да и спокойней как-то с темным)
Очень круто, прям невероятно как тронуло. Хотя я это и так в общем читаю это периодически в твоём дневе, но тут прям кладенец всего твоего отношения и подбор всех вопросов, которые я хотел бы задать. Отношение к каждому участнику и мини-описание тоже умилило. Крайне интересно Спасибо
\не в тему, но многобуков крайне сложно читать белым на чёрном фоне, в глазах рябит q__q\
\\Сорри... У меня наоборот - после белого фона глаза устают -___- Да и спокойней как-то с темным)